Проект (НДС)

Для соблюдения законодательства в области охраны водных ресурсов и для обеспечения норм качества воды разрабатывается природопользователями и утверждается госорганами в установленном порядке проект нормативов допустимых сбросов (далее – НДС).

НДС – нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками (ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Нормативы допустимых сбросов используются при:

  • осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов;
  • установлении размеров платежей, связанных с пользованием водными объектами;
  • наложении штрафов и предъявлении исков о возмещении ущерба при нарушении водного законодательства;
  • оценке эффективности водоохранных мероприятий.

Проект нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ со сточными водами выполняется в соответствии с:

  • Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  • Указом Президента РФ от 04.02.1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»;
  • Приказом Минприроды РФ от 17.12.2007 г. № 333 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей».

Величины НДС разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций-водопользователей. Разработка величин НДС осуществляется как организацией-водопользователем, так и по ее поручению проектной или научно-исследовательской организацией.

Величины НДС определяются исходя из нормативов качества воды водного объекта. Если нормативы качества воды в водных объектах не могут быть достигнуты из-за воздействия природных факторов, не поддающихся регулированию, то величины НДС определяются исходя из условий соблюдения в контрольном пункте сформировавшегося природного фонового качества воды.

Нормирование качества воды осуществляется в соответствии с физическими, химическими, биологическими (в том числе микробиологическими и паразитологическими) и иными показателями состава и свойств воды водных объектов, определяющими пригодность ее для конкретных целей водопользования и/или устойчивого функционирования экологической системы водного объекта.

Расчетная величина норматива допустимого сброса тесно связана с числовым значением норматива качества вод водных объектов.

Нормативы качества воды разрабатываются для условий:

  • питьевого;
  • хозяйственно-бытового;
  • рыбохозяйственного водопользования.

Нормативы качества воды водного объекта включают:

  • общие требования к составу и свойствам поверхностных вод для различных видов водопользования;
  • перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) веществ в воде водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водопользования;
  • нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы ПДК вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.

При сбросе сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, используемые для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, а также для рекреационных целей, гигиенические нормативы химических веществ и микроорганизмов должны соблюдаться в максимально загрязненной струе контрольного створа на расстоянии (на водотоках – ниже по течению; на водоемах и морях – на акватории в радиусе) не далее 500 метров от места сброса сточных, в том числе дренажных, вод.

При сбросе сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты рыбохозяйственного значения нормативы качества вод или их природные состав и свойства должны соблюдаться в максимально загрязненной струе контрольного створа на расстоянии (на водотоках – ниже по течению; на водоемах и морях – на акватории в радиусе) не далее 500 метров от места сброса сточных, в том числе дренажных, вод.

Для сбросов сточных, в том числе дренажных, вод в границе населенного пункта НДС определяются исходя из отнесения требований к качеству воды в водном объекте в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод, установленных для видов водопользования, осуществляемых на водном объекте, к самим сточным водам независимо от типа выпуска сточных вод. При сбросе сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты в границе населенного пункта контрольный створ должен быть расположен непосредственно у места сброса сточных, в том числе дренажных, вод.

При сбросе сточных вод, в том числе дренажных, в водный объект через рассеивающие выпуски, гарантирующие необходимое смешение и разбавление сбрасываемых вод, нормативные требования к составу и свойствам воды должны обеспечиваться в створе начального разбавления рассеивающего выпуска.

Проект (ПДВ)

Согласно Федеральному закону от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» все юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку проекта предельно допустимых выбросов (том ПДВ).

Проект разрабатывается в соответствии с:

  • «Методикой расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий» ОНД-86;
  • ГОСТ 17.2.3.02-2014 «Правила установления допустимых выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями»;
  • Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия, утвержденными Приказом
  • Госкомприроды СССР от 01.01.1989 г. и другими нормативно-правовыми и методическими документами.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ:

Предельно допустимый выброс (ПДВ) – норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха.

Временно согласованный выброс (ВСВ) – временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса.

Нормативы выбросов конкретного хозяйствующего субъекта устанавливаются для условий его нормального функционирования с учетом перспективы развития.

Для хозяйствующих субъектов - это условия регламента загрузки оборудования и его эксплуатации, а также нормального состояния систем и устройств вентиляции и пылегазоочистного оборудования (п. 4.1 ГОСТ 17.2.3.02-2014).

Нормативы ПДВ (ВСВ) устанавливают для каждого конкретного стационарного источника загрязнения атмосферы (ИЗА) и хозяйствующего субъекта в целом (а также его отдельных производственных территорий) (п. 4.2 ГОСТ 17.2.3.02-2014).

Нормативы ПДВ утверждаются сроком на пять лет, при условии неизменности технологического процесса и объемов производства. Разработка нового тома ПДВ обязательна при изменении перечня и количества источников выбросов вредных веществ в атмосферу (смена технологии, появление новых участков производства и т.п.).

После согласования проекта ПДВ и утверждения нормативов ПДВ необходимо обратиться за Разрешением на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения.

Проект (ПНООЛР)

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение документ, разрабатываемый на предприятиях, в процессе деятельности которых образуются отходы. Цель ПНООЛР – установление объема образования отходов производства и потребления, определение сроков и лимитов на размещение отходов на территории предприятия. В справке содержится информация о структуре и содержании ПНООЛР. Также перечислены документы, необходимые для разработки проекта.

Отсутствие ПНООЛР на предприятии – это не только нарушение действующего природоохранного законодательства, но и внесение платы за загрязнение окружающей среды в пятикратном размере. Таким образом, разработка проекта исключит штрафные санкции и снизит размеры платы за негативное воздействие на окружающую среду.

ПНООЛР разрабатывается в целях реализации:

  • Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»,
  • Приказа Минприроды России от 25.02.2010 г. № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»,
  • Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст.5, 22, 41, 51),
  • Указа Президента РФ от 04.02.1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечения устойчивого развития».

Согласно п.4 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают ПНООЛР в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

С 10.02.2015 г. вступили в силу Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные Приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. № 349. С 01.01.2016 г. Методические указания распространяются только в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают ПНООЛР в соответствии с указаниями, утвержденными уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в области обращения с отходами (п.4 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ).

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают ПНООЛР в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в области обращения с отходами.

Основными задачами при разработке ПНООЛР являются:

  • определение (расчет) нормативов образования отходов;
  • определение (расчет), на основе нормативов образования отходов и объема произведенной продукции (оказанных услуг, выполненных работ), количества ежегодно образующихся отходов;
  • обоснование количества отходов, предлагаемых для использования и (или) обезвреживания;
  • обоснование количества отходов, предлагаемых для размещения в конкретных объектах размещения отходов.

Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта РФ в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (п.2 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ). На основании согласованного и утвержденного ПНООЛР выдается документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.